Найм и управление сотрудниками в бизнесе

Рабочий персонал

Где брать сотрудников? Как именно их брать к себе на работу? Как ими управлять? Как увольнять?

Когда вы нанимаете сотрудника к себе на работу, помните, что его когда-нибудь придется уволить, или он сам уйдет. В современных условиях работники редко где остаются на одном рабочем месте в течение 10-15 лет.

Зачастую, когда мы уже наняли человека, мы пытаемся его как-то исправить. Но хочу спросить вас: вы пытались когда-нибудь исправить человека в реальной жизни, родственника или партнера по бизнесу? Получилось ли это сделать? Наверное, нет. Так и с наемными работниками. Люди остаются такими, какие они есть.

Любой сотрудник когда-нибудь уволится. Он не навечно с вами, в вашем бизнесе.

Где искать сотрудников?

Основные каналы поиска персонала: через знакомых, родственников, сайты в интернете, аутсорсинг, соблазнение (у конкурентов).

Не набирайте в штат сотрудников своих родственников! Получите много проблем:

  • Родственник не будет относиться к вам, как к полноценному руководителю.
  • Пока ему интересно, может работать хорошо. Когда надоест – может начать «филонить».
  • Родственника невозможно ничем мотивировать, ни словом, ни делом.
  • Не сможете уволить родственника, не испортив с ним отношения.

Сайты в интернете.  Отбирать персонал вы будете на собеседованиях. Поэтому для экономии своего времени отсекайте лишних претендентов на стадии объявления. Пишите четко зарплату, требования, план на месяц, опыт работы, профессиональные навыки.

Т.е. полное описание профессии всегда отсеивает множество людей, которые просто не пойдут к вам работать.

Аутсорс. Обращаетесь в аутсорсинговую компанию, которая под заказ ищет вам работников. Поищите сайты в интернете, агентства.

Как нанимать и управлять сотрудниками?

Кого лучше брать: человека с высокой компетентностью (опытом работы в данной области) или лояльного? Нет четкого ответа на этот вопрос. Лояльных сотрудников можно обучить, а опытных – либо подстроить под себя, либо подстроиться под них. Подбирайте схему для своего бизнеса:

  1. Вы нанимаете себе лояльных сотрудников, среди которых вы наиболее компетентны в данной области. Вы для них – опытный руководитель.
  2. Вы не очень разбираетесь в данной области и нанимаете крутых специалистов – топ-менеджеров, под которых вам приходится подстраиваться, соглашаться на их условия работы.
  3. Вы – опытный специалист и нанимаете еще более опытных крупных спецов.

Когда вы работаете по одной схеме, и ваш бизнес не развивается(доходы и клиенты не растут) – меняйте схему подбора персонала.

Вывод: Лояльность заключается в том, что люди лояльны к вам и к вашей компании, им просто нравится, чем они занимаются. И есть люди, гораздо опытнее вас. Лучше нанимать их, пусть они делают всю работы за вас + можете у них научиться чему-то. Если вы новичок в бизнесе и не компетентны в какой-то области, то нанимая опытного спеца, ваш бизнес вырастает, и вам легче им управлять.

На собеседовании очень важно распознать тип личности будущего работника, чтобы вовремя «отфильтровать» некачественную рабочую силу.

При приеме  на работу можно организовать:

  • Конкурс. До приема на работу, чтобы отсеять ненужных кандидатов. И после приема на работу, чтобы отсечь лишних людей уже в процессе работы.
  • Тестовое задание. Обычно выполняется до приема на работу.
  • Испытательный срок новому сотруднику.

Принимайте на одну должность несколько кандидатов, а после испытательного срока оставляйте одного.

Найм персонала

Типы личности сотрудников

  • Халявщики. Для них главное найти работу, где можно сидеть целыми днями, ничего не делать и получать за это деньги.
  • Трудоголики. Такие сотрудники будут постоянно требовать работу, они не могут сидеть на одном месте, им скучно.
  • «Ни рыба, ни мясо» — что-то среднее. Это люди, которые просто работают. Для них нужна система мотивации, постоянный контроль за их работой.

Управление сотрудниками

  1. Совещание.

Зачастую руководители теряют контроль над рабочими, потому что персонал работает отдельно, директор работает  отдельно. Управляющее звено и персонал должны быть связаны. Сотрудники должны понимать, что происходит в компании, и куда «корабль плывет». Если они этого не понимают, то делают неправильные действия, неправильно рассуждают и руководят.

Устраивайте еженедельные совещания, на которых собираются начальники отдела, менеджеры, сотрудники. Вы рассказываете о ваших планах на развитие бизнеса и налаживаете обратную связь с людьми. Например, начальник отдела докладывает, как работают его подчиненные, как они выполняют план, какие есть проблемы в работе.

Любое совещание должно заканчиваться какими-то выводами и раздачей поручений. Итог закрепляем письменно.

  1. Постановка задач.

Все задачи лучше распечатать каждому сотруднику. Без этого в компании будет полный бардак, сотрудники просто забудут о своих задачах.

  1. Инструкции.

У персонала должны быть инструкции на все типовые ситуации, по которым они будут работать. Никто не должен работать по наитию. В итоге вы можете спросить с сотрудника, почему он действовал не по инструкции.

Инструкции можно составлять в формате видео, аудио, текстовые файлы. Они прекрасно подойдут для новых сотрудников в компании. Вы сэкономите свое время на обучении.

  1. Обучение.

Отправляем сотрудников на тренинги повышения квалификации. Сотрудник может сам для себя выбирать курсы, а затем внедрять полученные знания на работе.

В случае текучки кадров нанимайте помощника топ-менеджера или начальника отдела, чтобы в случае его ухода этот помощник быстро освоил новое назначение.

Можно создать в компании негласное правило: если ты уходишь с должности, ты обязательно должен обучить на свое место другого. Только после обучения сотрудника ты сможешь уволиться.

  1. Наладить поток анкет.

Чтобы не было проблем с набором персонала, у вас постоянно должны висеть заявки-анкеты на какую-то должность. Плюс к этому действующие сотрудники не расслабляются, т.к. знают, что вы в любой момент можете их сменить.

  1. Контроль посещения.

Можно ввести табели посещения, карточки, отчеты и т.д.

  1. Удаленные сотрудники.

Плюс офисных работников – вы можете повлиять на них напрямую, на удаленных – нет. Но удаленные сотрудники стоят дешевле. Можно нанять с периферии, где зарплаты не так высоки.

Бывают разовые задачи, для выполнения которых потребуется пара часов. И вы платите только за результат.

Для удаленных сотрудников не надо организовывать рабочее место, покупать компьютер и офисные принадлежности.

Мотивация, или как сделать так, чтобы люди работали

Есть 2 вещи, которые помогают людям работать – это страх и награда. Страх, что будет нечего кушать, и поэтому нужно работать и получать зарплату. И награда – хочу больше денег, куплю больше вещей. И как раз на этом вы, как владелец бизнеса, должны играть.

Страх – это неполучение зарплаты, штрафы (невыполнение плана, опоздания), моральные наказания или унижения (доска позора «Самый плохой сотрудник месяца»), не получить повышение (отпуск). При этом штрафы должны быть понятны сотруднику и адекватны размеру зарплаты.

Награда – это проценты от прибыли, бонусы, моральное превосходство, отпуск за счет компании, доска почета (Лучший работник нашей фирмы в этом месяце), похвала от руководителя.

Система оценки работы ваших сотрудников:

  • Отчеты по продажам (клиенты, продажи, процент конверсии).
  • Оценка качества обслуживания.

Тимбилдинг. Проведение каких-то сплачивающих мероприятий, тренингов, игр внутри компании для сотрудников. Важно создать команду в компании, дружный коллектив.

Деньги, как мотиватор – плохой выбор. Ваш сотрудник должен дорожить своим местом в компании, ему должно быть интересно работать, его должны ценить.

Можно проводить выездные встречи раз в год: в развлекательное заведение и отдых за городом.

Можно вводить подарки/поощрения раз в квартал лучшему работнику: офис для лучшего сотрудника, машина напрокат, личный водитель и т.д.

Увольнение

Увольнение

Наиболее частая ошибка начинающих предпринимателей – когда какой-то сотрудник не нравится, но ты его не увольняешь, потому что думаешь, что лучше сотрудника не найти.

Нужно снова искать работника, обучать его, контролировать, и поэтому ты оставляешь старого работника, который не справляется со своими обязанностями или исполняет их недостаточно хорошо.

Стоит потратить свое время и силу на поиски подходящего работника, иначе вы потеряете в ведении и развитии своего бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.