Использование офшорных капиталов в эпоху обмена налоговой информацией

Офшоры и уплата налогов

Каково будущее офшорных структур и капиталов? Насколько эффективны механизмы обмена информацией? Где зарегистрировать компанию, получающую активные доходы?

Российский бизнес не привык к стабильности. Он существует в окружении политической и экономической неопределенности, постоянного ужесточения налогового администрирования. До тех пор, пока нечем заменить офшорный инструментарий, его придется терпеть властям. Поэтому пока ни о каком запрете офшоров речи не идет. Наоборот, принято решение об установлении особого порядка налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) (гл. 3.4 НК РФ, введена Федеральным законом от 24.11.14 № 376-Ф3. Федеральный закон от 08.06.15 № 150-ФЗ). Тем не менее для бизнеса важно четко представлять себе настоящее и будущее офшорных капиталов, структур и инструментов.

Рассекреченная прибыль КИК может не подлежать налогообложению

Представим себе, что россиянин решил воспользоваться офшорной амнистией (Федеральный закон от 08.06.15 №140-ФЗ, далее — Закон №140-ФЗ). Подал специальную декларацию и начал жизнь по-новому. При этом он по-прежнему использует иностранные структуры, но ведет себя как добросовестный налогоплательщик.

К каким неудобствам ирискам он должен быть готов? Прежде всего, налогоплательщику необходимо будет уведомлять инспекцию о сделках с взаимозависимыми иностранными компаниями (п.1 ст.105.14, п.2 ст.105.16 НК РФ). При этом нужно обосновать цены, которые применяются в этих сделках. Дабы не было повода для доначислений. Значит, прибыль иностранных структур снизится, а российских — возрастет. При этом налоговая нагрузка в России увеличится. Теперь лишь единичные виды доходов, которые ранее попадали на личный иностранный счет россиянина, могут быть зачислены на него. Иначе — штраф в размере от 75 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции (п.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Важно то, в каком государстве зарегистрирована иностранная компания, принадлежащая россиянину. Если у организации нет достаточного присутствия за рубежом, то фискалы могут указать, что местом ее управления является Россия. И признать иностранную компанию российским налоговым резидентом (подп.3 п.1 ст.246.2 НК РФ). В этом случае она должна будет создать обособленное подразделение в России и уплачивать налоги по российским правилам.

Кроме того, фискалы могут не признать иностранную компанию фактическим получателем дохода от российских источников (п.2-4 ст.7 НК РФ). В этом случае проверяющие откажут в применении льготных положений, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Тогда российскому источнику выплаты придется удерживать и перечислять налог на прибыль по общей, а не по льготной ставке.

Аналогичные последствия возникнут, если иностранная компания не сможет подтвердить свое налоговое резидентство в той стране, на налоговое соглашение с которой она ссылается. Если все эти неприятности не случились, прибыль контролируемой иностранной компании, которой владеет россиянин, не учитывается при налогообложении, если ее величина в 2015 году составит менее 50 млн рублей, в 2016 году — менее 30 млн рублей, в 2017 году — менее 10 млн рублей. Об этом сказано в пункте 7 статьи 25.15 НК РФ и в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 24.11.14 №376-ФЗ.

Кроме того, прибыль КИК освобождается от налогообложения, если иностранная компания расположена в стране, с которой у России имеется налоговое соглашение, и эта страна не находится в «черном» списке офшоров Минфина России (утвержден приказом от 13.11.07 № 108н). А эффективная ставка обложения доходов для этой иностранной организации составляет не менее 75 процентов от средневзвешенной ставки по налогу на прибыль в России (полп.3 п.1, п.7 ст.25.13-1 НК РФ). Получается, что 75 процентов от средневзвешенной ставки 20 процентов составляет 15 процентов.

Также прибыль КИК не подлежит обложению, если иностранная компания является активной, то есть доля пассивных доходов не превышает 20 процентов (полп.4 п.1, п.3 ст.25.13-1 НК РФ).

Налоги

Создать компанию выгоднее в безналоговом офшоре

Выбирая юрисдикцию для компании с активными доходами, есть смысл исключить страны, в которых базовая ставка налога на прибыль близка к российской или превышает ее. Это, например, Люксембург, Нидерланды, Дания. Швейцарию также можно исключить. Поскольку 14 октября 2014 года Швейцария и Евросоюз подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу корпоративного налогообложения. Согласно условиям данного соглашения, будет соблюдаться принцип одинакового обложения доходов вне зависимости от того, получен он от операций, совершенных в Швейцарии или за ее пределами.

Поэтому структуры, принадлежащие иностранцам, потеряют свою налоговую привлекательность. Так как в общем случае в наиболее популярных кантонах установлены достаточно высокие ставки налога на прибыль (например, в кантоне Швиц — 15,4%; в кантоне Цуг — 16,3%; в кантоне Цюрих — 21,3%). Эти ставки превышают 15 процентов. К тому же в Швейцарии ставка налога на исходящие дивиденды установлена на уровне 35 процентов. Правда, она может быть снижена до 15 процентов (ст.10 российско-швейцарского соглашения, заключенного 15.11.95). Но и это выше 13-процентной ставки по НДФЛ, установленной в России в отношении дивидендов, полученных от источников за рубежом (п.2 ст.214, п.1 ст.224 НК РФ).

В списке благоприятных стран можно оставить Мальту. Поскольку при распределении дивидендов допускается выплата акционерам 6/7 от суммы, которую компания ранее уплатила в бюджет в качестве налога на прибыль. При базовой корпоративной 35-процентной ставке в бюджете Мальты останется только 5 процентов от прибыли компании. Необязательным условием является выплата дивидендов российским акционерам. С которых они должны уплатить НДФЛ по ставке 13 процентов. Это уменьшает гибкость распоряжения прибылью, которая получена мальтийской компанией.

Интересен и Сингапур. Здесь ставка налога на прибыль колеблется от О до 17 процентов, в зависимости от размера прибыли и «возраста» компании. При этом прибыль, не поступившая на расчетный счет, открытый в сингапурском банке, может не подлежать налогообложению. Однако целесообразно не злоупотреблять этой льготой.

При выборе государства для регистрации компании, получающей активные доходы, необходимо учесть, допускает ли законодательство этой страны возможность уменьшения прибыли с помощью применения специальных льгот. Например, на Кипре можно уменьшить прибыль на сумму условных процентов. Которые ежегодно начисляются на совокупность уставного и добавочного капиталов, оплаченных после 1 января 2015 года.

Рассмотрим на цифрах, в какой юрисдикции выгодно зарегистрировать компанию, получающую активные доходы (см. таблицу ниже). Предположим, что размер прибыли иностранной компании от активных доходов (подп.13 п.4 ст.309.1 НК РФ) равен 100 тыс. евро в год. При этом дивиденды выплачиваются ежегодно. А прибыль КИК не учитывается при налогообложении, поскольку ее величина не превышает установленное ограничение. Исходя из таблицы, выгоднее всего зарегистрировать компанию в безналоговой офшорной юрисдикции. Ведь в офшоре не придется уплачивать налог на прибыль с активных доходов.

Рейтинг стран, в которых выгодно создать компанию, получающую активные доходы, тыс. евро:

Страна Налогообложение в стране регистрации Дивиденды Налогообложение в России Налоговая нагрузка ставка,% сумма налога на прибыль чистая прибыль
Безналоговый офшор 100 100 0 13 (100*13%) 13
Мальта 35, но эффективная ставка равна 5 5 (100*5%) 65 (100-(100*35%)) 95 (65(35/7*6)) 0 12,35 (95%13%) 17,35 (12,35 + 5)
Кипр 12,5 12,50 (100*12.5%) 87,50 (100-12.5) 87.50 0 11,38 (87,50*13%) 23.88 (12.50+11.38)
Латвия 15 15 (100*15%) 85 (100-15) 85 0 11,05 (85*13%) 26,05 (15+11,05)
Сингапур 17 17 (100*17%) 83 (100 -17) 83 0 10.79 (83*13%) 27.79 (17+10,79)

Если дивиденды распределены не вовремя, то бенефициар заплатит налог на прибыль КИК

Рассмотрим ситуацию, когда дивиденды выплачиваются не по итогам прошедшего периода, а позже. Если речь идет об офшорных юрисдикциях, то в этом случае сначала придется уплатить российский налог на прибыль с нераспределенной прибыли КИК. А потом — НДФЛ с суммы дивидендов, выплаченных российским акционерам. Поскольку если дивиденды выплачены «не вовремя», то нельзя применить льготные положения абзаца 2 пункта 1 статьи 25.15 НК РФ.

Согласно данной норме, прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой компанией в календарном году, следующем за годом, за который составляется финансовая отчетность.

В случае с безналоговым офшором контролирующее лицо обязано уплатить НДФЛ по ставке 13 процентов с нераспределенной прибыли КИК за первый год работы. Поскольку компания не распределяла дивиденды непосредственно по окончании отчетного года. А потом контролирующее лицо обязано уплатить 13-процентный налог с полученных дивидендов.

Тогда налоговая нагрузка при использовании офшора будет равна 26 тыс. евро (13 тыс. евро (НДФЛ с прибыли КИК) + 13 тыс. евро (НДФЛ с дивидендов)).

В этом случае самыми «экономными» будут Мальта (17,35 тыс. евро), Кипр (23,88 тыс. евро), а потом уже безналоговый офшор.

А что, если иностранная компания получает пассивные доходы (подп. 1-12 п.4 ст.309.1 НК РФ)? В популярных холдинговых юрисдикциях компании, как правило, могут не уплачивать налог с входящих и исходящих дивидендов. Поэтому при своевременном распределении дивидендов россиянину останется лишь уплатить НДФЛ.

Но если прибыль иностранной организации от получения иных пассивных доходов подлежит налогообложению за рубежом, то с этим придется смириться. Если дивиденды распределены не вовремя, то российскому физлицу необходимо будет уплатить НДФЛ с прибыли КИК. При этом у россиянина есть возможность вычесть из своих налоговых обязательств сумму налога, уплаченную в стране резидентства компании (п.3 ст.232, п.11 ст.309.1 НК РФ).

Амнистия капитала

Амнистия не для всех

Россиянину, который задекларировал свое имущество или счета в банках за пределами РФ. необходимо учесть не только налоговые последствия и другие побочные неудобства. Есть более серьезные угрозы. Важно обратить внимание на несовершенство Закона №140-ФЗ об амнистии капиталов. Существует вероятность, что правоохранители и судебные власти будут действовать по отношению к бизнесменам с предубеждением. Даже несмотря на то, что статья 4 Закона № 140-ФЗ освобождает от ответственности за многие действия, совершенные до 1 января 2015 года.

Люди, которые воспользовались амнистией, не учли, что прощение за старые грехи могут получить только они сами, но никак не их российские компании. А ведь эти структуры годами работали в связке с офшорами, не заявляя об этом и уменьшая свои налоговые обязательства. Теперь, когда тайное станет явным, им не уйти от ответственности.

Результатом амнистии может стать взыскание неуплаченных своевременно налогов, а также пеней и штрафов. Возможно и уголовное преследование должностных лиц компании.
Существует вероятность, что налоговики захотят провести проверки на основании информации, содержащейся в уведомлениях об участии виностранных организациях. А также в уведомлениях о КИК, об учреждении иностранных структур без образования юрлица (п.3.1 ст.23 НК РФ). Возможно, будут проверки и на основании сведений, содержащихся в специальных декларациях, представленных в рамках амнистии.

В статье 5 Закона № 140-ФЗ установлены следующие сроки подачи специальной декларации: с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года. Однако, судя по промежуточным итогам амнистии, далеко не все россияне решили раскрыться. Поэтому срок амнистии продлили еще на полгода. До 30 июня 2016 года.

Обмен налоговой информацией — угроза для бенефициаров

У проверяющих есть инструменты, позволяющие узнать, что россиянин прямо или косвенно владеет иностранной организацией, а также управляет ею. Это система международного обмена налоговой информацией, созданная в 1963 году Модельной конвенцией ОЭСР об избежании двойного налогообложения. Она позволяет получать сведения о счетах, имуществе и доходах налогоплательщика за рубежом. Более 80 государств и территорий подписали с Россией налоговые соглашения, конвенции или договоры, которые соответствуют положениям Модельной конвенции ОЭСР. Из них 76 содержат статью «Обмен информацией». В четырех международных соглашениях (с Германией, Кипром, Люксембургом и Швейцарией) статья «Обмен информацией» содержит параграфы 4 и 5 Модельной конвенции ОЭСР.

Конвенция о взаимной административной помоши по налоговым делам от 25.01.88 применяется Россией с 1 июля 2015 года (ратифицирована Федеральным законом от 04.11.14 №325-Ф3). Этот документ предусматривает автоматический и инициативный обмен информацией. Среди ее участников есть и такие известные юрисдикции, использующиеся в целях налогового планирования, как Лихтенштейн, Люксембург, Кипр.

Однако практика показывает, что обмен информацией занимает много времени, возможности по сбору данных ограничены. При этом информацией можно воспользоваться только в определенных случаях, зачастую встречаются формальные ответы на запросы. Единый стандарт по обмену налоговой информацией в автоматическом режиме (Common Reporting Standard) не заменит существующие виды обмена информацией. А станет дополнительным инструментом получения сведений. Этот стандарт должны будут соблюдать банки, депозитарии, страховые компании, трасты, фонды. Станет доступна информация о счетах и их владельцах, в том числе их принципалах (контролирующих лицах). А также об инвестиционных доходах, остатках на счетах и операциях, совершенных с использованием данных счетов.

Как же будет работать этот стандарт? Банки и иные финансовые учреждения будут проводить комплексную экспертизу клиентов, выявлять контролирующих лиц. И передавать информацию в налоговые органы своей страны. Те, в свою очередь, будут сортировать информацию о контролирующих лицах по странам проживания, обмениваться соответствующей информацией с этими государствами. Далее налоговые органы будут сопоставлять полученные данные с собственными сведениями. Таким образом, российские контролеры и без согласия бенефициаров могут узнать о том, что они пытаются скрыть.

Получение иностранного резидентства позволит структурам россиянина не подпасть под правила КИК

Итак, для офшорного пользователя возникает серьезнейшая проблема. Возможно, вскоре информация о незадекларированных в рамках амнистии капиталах станет доступна для проверяющих. Попытаемся спрогнозировать поведение российского бенефициара в случае, если не будет повторной амнистии. Скорее всего, часть бенефициаров эмигрирует в те страны, где можно заявить о своем богатстве. Это не вызовет никакой реакции со стороны местных правоохранителей (если активы изначально не криминальные). И налогообложения незадекларированного капитала.

Кто-то попытается переоформить активы на подставных лиц. Да, это широко используется до сих пор, но как массовое явление не имеет будущего. Ведь номинальный бенефициар должен соответствовать параметрам человека, который имеет возможность создать капитал. А как быть с доходами, которые должен получать реальный владелец активов? И как наследовать такой капитал, если официально им владеют чужие люди? Если с этими людьми что-то случится, то и у них самих объявятся законные наследники, не согласные с отношениями «по понятиям». Поэтому необходимо всерьез обратиться к теме использования трастов и семейных фондов. Они позволяют решить задачу наиболее эффективно.

Амнистия капитала 2017

Будущее у налоговых схем есть. Но уйдет в прошлое эпоха «дикой» офшоризации, когда весьма эффективный вариант работы стоил всего пару тысяч долларов. Право на жизнь будут иметь сложные структуры с достаточным присутствием в стране резидентства. Это вызовет удорожание их создания и сопровождения, а также уменьшение количества пользователей.

Однако возрастет не только надежность международных структур, но и их способность противостоять претензиям проверяющих. Переезд бенефициара и получение иностранного резндентства позволит его структурам не подпасть под правила КИК.

Разберемся, какие страны привлекают эмигрантов. Прежде всего, Великобритания. Ее резиденты, считающие основным местом своего жительства (domicile) иную страну и заявившие о намерении вернуться обратно, имеют право не платить в Великобритании налог на доходы, получаемые за ее пределами. Такие лица освобождаются и от уплаты налога на прирост зарубежного капитала.

В Объединенных Арабских Эмиратах не подлежит налогообложению доход физлиц. Наличие вида на жительство является основным условием получения статуса резидента. Вид на жительство может быть получен в результате инвестиций в недвижимость или аренды жилья. Либо путем создания компании. Отличительной особенностью ОАЭ является пассивность в вопросах международного обмена информацией.

Что касается Кипра, то иностранец, который находится на территории республики более 183 дней в году, признается ее налоговым резидентом. В течение 17 лет он может иметь на Кипре статус non domicile. То есть не рассматривать республику в качестве страны временного проживания. Это освобождает его от уплаты налога при получении доходов в виде процентов и дивидендов. А также при получении доходов от сдачи имущества в аренду. Налогообложение наследства также отсутствует.

Граждане Княжества Монако не уплачивают налог на прибыль, налог на имущество, местные налоги, налог на прирост капитала. В Княжестве Андорра ставка налога на доходы для налоговых резидентов составляет всего 10 процентов. В указанных странах иностранец может оперативно получить разрешение на жительство. Главное — продемонстрировать наличие собственного или арендованного жилья, а также наличие достаточных средств.

К сожалению, из России уезжают люди самостоятельные, которые способны принимать стратегические решения и управлять бизнесом. Да, они не могут увезти заводы и здания, но вместе сними «уезжают» деньги. Эти капиталы начинают работать за границей. При этом самая большая статья экономии — налоги. Итак, есть ли будущее у офшорных структур? Несомненно, да. Но оно не будет таким простым и дешевым, как прошлое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.