Методы оценки бизнеса

Методы оценки бизнеса

Оценка бизнеса не объективна. Любая даже хорошо обоснованная и тщательно проведенная оценка остается верной только непродолжительное время (пару лет максимум). Ни один из методов не позволяет точно определить стоимость компании. При этом сложность и полнота модели не приводит к повышению качества оценки. Процесс оценки зачастую важнее результата оценки.

Все способы и методы оценки бизнеса делят на затратный подход, доходный подход и сравнительный подход. В каждом из подходов есть свои подварианты.

Методы оценки бизнеса

Затратный подход

Самый простой и редкоприменяемый метод для оценки бизнеса. Его часто применяют не очень добросовестные покупатели или инвесторы, когда пытаются снизить цену.

Инвестор не хочет платить больше, чем будет стоить создание/приобретение инвестором аналогичного объекта одинаковой полезности.

Большинство инвесторов под затратным методом понимают именно затраты. Т.е. есть владелец бизнеса, он потратил столько то денег на создание и развитие проекта. И поэтому бизнес столько стоит. Нет, это ошибочное мнение.

Метод чистых активов

Этот метод очень любят применять банки, когда рассматривают бизнес как залог. Поэтому многие бизнесмены этим злоупотребляют.

Понятно, что используется не значение в бухгалтерском балансе, а управленческое значение, более-менее реальное. Но оценка методом чистых активов получается очень низкая.

Как работает метод?

  1. Оцениваем рыночную стоимость всех активов (оценку можно производить с помощью доходного и сравнительного подходов).
  2. Считаем текущие обязательства.
  3. Из рыночной стоимости активов вычитаем стоимость обязательств.

Чистые активы = Активы — Обязательства

Ограничения в применении метода:

  • компания должна обладать преимущественно материальными активами;
  • в компании почти нет нематериальных активов (они не учитываются при расчетах);
  • ожидается, что компания продолжит свою работу в будущем.

Метод ликвидационной стоимости

Ликвидационная стоимость — это та стоимость, которую можно получить, если закрыть бизнес, продать все его активы и выполнить все обязательства, которые необходимо исполнить.

Метод применяют обычно применяют:

  • когда компания находится в стадии банкротства;
  • есть серьезные опасения, что фирма скоро закроется;
  • стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.

Это частая ситуация для различных производств, у которых есть дорогое оборудование, при этом не получается много производить и хорошо зарабатывать. Но само оборудование можно продать + если есть в собственности недвижимость, склады — их тоже можно продать.  Либо сдать все в аренду и не «париться».

Как работает метод?

  1. Создаем план ликвидации активов.
  2. Оцениваем, почем можно распродать.
  3. Оцениваем затраты, связанные с продажей.
  4. Определяем расходы на владение активами до даты их продажи.
  5. Определяем обязательства, которые нужно исполнить: выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов под залог имущества, задолженность по налогам и в бюджет.
Ликвидационная стоимость = скорректированная стоимость активов — обязательства.

Доходный подход

Такой метод подразумевает, что покупатель покупает будущие денежные потоки. Что в целом бизнес — это машина по зарабатыванию денег, не важно, что у нее есть, и как это работает. Поэтому инвестор просто покупает эти потоки, которые бизнес будет производить в будущем.

Метод капитализации прибыли

Иначе его еще называют — метод дисконтирования дивидендов.

Для примера попробуем оценить бизнес, который приносит прибыль 1 млн. руб/год.  Стоимость оценки бизнеса равна: дивиденды / ставку дисконтирования — PV = C / r

Модель Гордона для оценки бизнеса подразумевает увеличение денежного потока бизнеса. Считаем по формуле: PV = C / (r-g).Модель Гордона

Метод дисконтированных денежных потоков

Практически любого инвестора волнует только чистый денежный поток. Т.е  грубо говоря, сколько денег можно использовать для распределения, выплаты дивидендов и т.д. И это же является и один из основных методов оценки стоимости бизнеса.

Поэтому при оценке компании оценивается не прибыль, потому что прибыль — это виртуальный параметр, который не всегда можно забрать. А оценивается свободный денежный поток, время и риски.

Как работает метод?

  1. Составить прогноз будущих денежных потоков (построить финансовую модель).
  2. Оценить риски, связанные с получением доходов.
  3. Определить, что будет с бизнесом дальше. Либо он будет существовать, либо будет ликвидирован и распродан по кусочкам.

Для оценки компании самый частый способ принятия решения инвестировать — через метод дисконтирования чистых денежных потоков. Вычисляется по формуле:

Дисконтирование денежных потоков

  • DCFi — дисконтированная к нулевому периоду стоимость будущего денежного потока в i-ом периоде,
  • CFi – планируемый размер денежного потока в будущем i-ом периоде
  • R – ставка дисконтирования (в долях единицы)

Дисконтирование — перевод будущей стоимости денег в настоящее. Т.е. в целом это сумма денежных потоков за тот период, который охватывает ваш финансовый план, поделенная на ставку дисконтирования.

Рассмотрим пример дисконтирования при ставке R=10%:

Дисконтирование

  • Вариант 1. Денежный поток в 2018г. — 1млн. И компания обещает вернуть его в текущем году. Сумма не изменится.
  • Вариант 2. Если компания обещает вернуть миллион в 2020г., то в переводе в настоящее этот миллион — всего 826.000. Т.е. здесь считается обратная итерация. Если вы сейчас положите 826.000 под 10% годовых, то через 3 года получите 1 миллион.
  • Вариант 3. То же самое, если вам обещают вернуть миллион двумя порциями. 500.000 в 2019 году — это эквивалент 455.000 сегодня, а 500.000 в 2020 году — это эквивалент 413.000 в сегодняшних деньгах.
  • Вариант 4. Дисконтирование каждый год.

Как выбрать ставку дисконтирования? Всего есть 3 метода расчета ставки дисконтирования, но для малого бизнеса применим только кумулятивный метод (средневзвешенная стоимость капитала WACC и модель оценки капитальных активов CAPM  — только для крупного бизнеса).

Кумулятивный метод

Кумулятивный метод

За безрисковую ставку обычно берется ставка по облигациям по стране + добавляются страновые риски. Расчет премии за риск проекта, исходя из следующих факторов риска:

Оценка компании: риски и премии

В итоге: инвестиционная привлекательность компании в том, сколько денег (дисконтированных потоков) она принесет.

Т.е. чтобы определить инвестиционную привлекательность компании, приносящей деньги, нужно иметь прогноз денежного потока, нужно договориться о ставке дисконтирования и дальше по формуле посчитать, какой получается дисконтированный денежный поток:

Сумма дисконтированных денежных потоков

В итоге получаем показатель NPV (net present value), который и показывает инвестиционную привлекательность бизнеса. Если NPV>0, в этот бизнес стоит вкладываться. Чем выше NPV, тем более привлекательнее бизнес для инвестора.

Если у вас есть выбор между разными бизнесами, вы просто сравниваете показатель NPV. У кого он выше — в тот бизнес и инвестируете.

IRR — внутренняя норма доходности. Еще один показатель, на который смотрят инвесторы. Это максимальная стоимость капитала, при которой NPV=0. Т.е. это максимальная ставка дисконтирования. Чем эта ставка выше, тем проект лучше. Чем она ниже — тем больше рисков, что деньги привлечь по такой ставке не получится, и проект не удастся.

PP — простой период окупаемости. Число периодов, месяцев, лет, за которые инвестиции окупятся. Но с учетом постоянное обесценивания денег (инфляции) чаще применяют DPP.

DPP — дисконтированный период окупаемости. Т.е. когда будущие деньги в виде дивидендов считаются с учетом ставки дисконтирования. Этот показатель для более опытных инвесторов.

PV/I или PI — индекс прибыльности. Т.е. сколько мы получим на вложенные деньги с учетом дисконтирования. Если PI>1, значит стоит инвестировать в этот бизнес.

Индекс прибыльности формула

ROI — возврат инвестиций. Это отношение доходов, ожидаемых от инвестиций, к сумме инвестированного капитала. Считаем по формуле:

Формула возврат инвестиций ROI

Показатели эффективности бизнеса

  • NPV (net present value) — чистая приведенная стоимость > 0
  • IRR (internal rate of return) – внутренняя норма доходности > ставки дисконтирования
  • PI (profitability index) – индекс прибыльности  > 1
  • ROI (return of investment) – доходность инвестированного капитала > 0%

Сравнительный подход

Этот подход позволяет оценивать планово-убыточные компании. Когда компания оценивается по какому-то показателю (коэффициенту, мультипликатору) компании аналога, оценку стоимости которой мы знаем.

Пример. У соседей автомойка на 7 постов была продана за 7 млн. р. У вас действующая автомойка на 4 поста. За сколько вы ее продадите? По аналогии — за 4 млн. руб. При этом о доходности задумываться не надо, потому что  автомойка — достаточно массовый бизнес. И если у вас доходность ниже средней по рынку, это ситуация легко исправляется более умелым менеджментом.

Для сравнения применяют финансовые мультипликаторы:

  • Мультипликаторы прибыли: P/E (price/earlings), EV/EBITDA, EV/NOPAT.
  • Мультипликаторы балансовой стоимости: P/Book Value, EV/IC.
  • Мультипликаторы выручки (для убыточных компаний): P/Sales (price/sales) , EV/Revenue (enterprise value/revenue).

И есть отраслевые мультипликаторы:

  • EV/Объем запасов (нефть, газ, уголь, золото и т.д.);
  • EV/Объем добычи (нефть, газ, уголь, золото и т.д.);
  • EV/Установленная мощность (электростанции);
  • EV/Число абонентов (сотовые операторы);
  • EV/Число посетителей сайта (интернет-компании);
  • EV/Площадь помещений (аренда коммерческой недвижимости);
  • EV/Доступные номера (гостиницы);
  • EV/Пассажиро-мили (авиа-компании).

Как оценивается компания сравнительным подходом?

  1. Собрать информацию, что похожее продавалось. или продавались хотя бы части компаний.
  2. Отбор компаний-аналогов в той же отрасли, с похожим размером и похожей рентабельностью.
  3. Проведение финансового анализа и сопоставление оцениваемой компании и компаний-аналогов с целью выявления наиболее близких аналогов оцениваемого предприятия.
  4. Выбор и расчет финансовых мультипликаторов.
  5. Итоговый подсчет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.