Как получить ЭЦП (электронную подпись)? Регистрация на торговых площадках

Для участия в электронных торгах сегодня обязательно нужна электронная подпись, аккредитация на конкретной площадке (присоединение к регламенту), нужно составить заявку, собрать документы, оплатить задаток и в случае выигрыша — весь лот. О каждом шаге далее более подробно.

Получение электронной подписи (ЭЦП)

Процесс оформления и получения электронной цифровой подписи (ЭЦП) занимает 1-3 рабочих дня. Сюда добавляем 3 дня на регистрацию на площадке и еще 1 день на аккредитацию. Итого если вы решили участвовать в торгах, позаботьтесь об оформлении ЭЦП минимум за неделю до окончания приема заявок.

На многих площадках есть ускоренная процедура регистрации и аккредитации за 1 день — за дополнительную плату.

ЭЦП представляет из себя защищенную флешку «Рутокен», JaCarta» (но есть вариант просто сохранить сертификат на компьютере), на которую записывается сертификат для доступа на конкретные торговые площадки.

Рутокен

ЭЦП — это аналог, или замена, вашей собственноручной подписи (или печати организации + подпись директора).

Документы для ЭЦП

Документы для получения ЭЦП на физ. лицо или ИП:

  • СНИЛС,
  • ИНН,
  • паспорт,
  • ОГРНИП (если ИП),
  • выписка ЕГРИП из налоговой (если ИП).

Документы для получения ЭЦП на юр. лицо:

  • назначить ответственное лицо (часто директор), на кого будет выпущена подпись,
  • СНИЛС и паспорт директора,
  • уставные документы,
  • оформить заявку.

Далее находим в своем городе любой удостоверяющий центр. Например, в Екатеринбурге есть Тензор, Калуга-Астрал. Выбираем тариф на сайте, готовим документы, оплачиваем, и обычно через 1 рабочий день ЭЦП готова. Можно подъехать в офис удостоверяющего центра забрать Рутокен либо загрузить сертификат удаленно через техподдержку этого удостоверяющего центра себе на компьютер.

Обычно большую часть работы можно сделать удаленно. Сотрудник удостоверяющего центра регистрирует вам личный кабинет, куда вы загружаете все необходимые документы и заполняете электронную заявку.

Дополнительно потребуется лицензия КриптоПро CSP. Приобретается вместе с ЭЦП и устанавливается на ваш компьютер.

Как выглядит ЭЦП?

Это файл (сертификат), в котором отражена вся информация о вас, кто выдал, срок действия ключа.

Электронная подпись

Где получить ЭЦП?

Во многих городах и населенных пунктах есть несколько удостоверяющих центров. На каждой торговой площадке есть информация о получении  электронной подписи, где доступен поиск по городам.

Либо просто в поиске Гугл вбиваете «Получить электронную подпись» и смотрите первые результаты. Как правило, это сайты удостоверяющих центров, у которых есть представительство в вашем регионе. Советую компанию «Тензор», т.к. сам неоднократно делал через них ЭЦП. Лучше оформить универсальный ключ, который подходит ко многим электронным торговым площадкам.

Тензор

Сколько стоит ЭЦП?

Обратимся к сайту Тензора, раздел тарифы. По состоянию на сентябрь 2019г. цены:

  • Универсальный тариф (федеральные и коммерческие площадки по банкротству) — 5000р. Всего доступно более 60 площадок.
  • Дополнительно:
    • Фабрикант (3000р.),
    • Сбербанк-АСТ (2500р.),
    • Газпромбанк (3500р.),
    • UTender (2500р.),
    • Уральская (3500р.)
  • КриптоПро CSP (на 1 год) — 1200р. (или бессрочная 2160р.). Учитывайте, что ЭЦП и доступ на площадки все равно оплачивать придется каждый год.
  • Флешка Рутокен 950р.

Итого: минимум 7150р. за годовую ЭЦП.  Сэкономить можно на защищенной флешке, если установить сертификат на компьютер.

Подробнее тарифы см. на сайте Тензора.

Как выбрать ЭЦП? Советы

  • Оформляйте электронную подпись, которая работает сразу на многих крупных площадках. Потом добавить какую-то площадку не получится — придется покупать новую ЭЦП конкретно для этой площадки (это еще плюс 5000-7000р.)
  • При заказе ЭЦП уточните, что вам нужна подпись как Участника торгов (не Организатора!) и для покупки имущества должников и банкротов.
  • Выбирайте известный удостоверяющий центр в вашей местности. Лучше крупные фирмы с филиалами в разных городах.
  • Дополнительно сделайте копию вашей флешки с ЭЦП. Ключ можно скинуть на обычный незащищенный носитель.
  • При любой проблеме звоните в тех. поддержку. Вам все объяснят бесплатно.
  • Обязательно проверьте ЭЦП на тех площадках, на которых вы планируете участвовать в торгах.Лучше это сделать сразу после получения флешки.
  • Продумайте, на какой компьютер будете ставить ЭЦП. Лучше на ноутбук, который можно взять с собой в поездку, в командировку.
  • Используйте браузер Internet Explorer для торгов. ЭЦП заточена только под него. В сторонних браузерах могут быть проблемы. Например, у меня Хром не всегда корректно работает.
  • Следите за сроком окончания действия ЭЦП. Делайте новую подпись за неделю до окончания старой.

Проверка ЭЦП на торговой площадке

На всех электронных площадках есть опция проверки действия ЭЦП.

  1. B2b-center. Раздел «Электронная подпись», кнопка «Проверьте работу ЭП». Вам дадут подписать тестовый документ.Проверить ЭП
  2. Фабрикант. Внизу на сайте опция «Работа с ЭП». Шаг 3 Проверить работоспособность своей ЭП. Фабрикант проверка подписи
  3. UTender. Раздел «Помощь», поверка электронной подписи. Ютендер проверка электронной подписи

На других площадках аналогично. Выбираете из списка нужный сертификат и жмете «Подписать». Если появляется ошибка, попробуйте сменить браузер на Internet Expolrer или установить доп. ПО (КриптоПро). Если ошибка остается, звоните на площадку, возможно, она не поддерживаю вашу ЭЦП.

Если проверка подписи прошла успешно, можете смело регистрироваться на торговой площадке и участвовать в торгах.

Иногда бывает такое, что площадка поддерживает вашу ЭЦП, но вы при установке подписи на компьютер забыли установить сертификат. Тогда выскочит надпись «Корневой сертификат УЦ, выдавшего вашу электронную подпись, не добавлен в доверенные центры сертификации на компьютере«.

Нужно скачать с сайта удостоверяющего центра корневые сертификаты и установить их. Рекомендую связаться с техподдержкой удостоверяющего центра, и они расскажут, как установить.

После регистрации на площадке не забудьте зайти в личный кабинет и подписать заявление о присоединении к регламенту (аккредитация). На крупных торговых площадках аккредитация проходит автоматически, на мелких — дополнительно нужно подавать заявление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.