Как составить бизнес-план

Бизнес план

Что такое бизнес-план и для чего он нужен? Пишем бизнес-план себе или инвесторам. Что вы должны знать про свой бизнес? Пишем бизнес-план за 2 дня для своего проекта.

Бизнес-план нужен не только для того, чтобы посчитать, доходна эта идея или нет. Но и позволяет решить основную бизнес-задачу.

Почему многие не составляют бизнес-план?

  • Низкий уровень образования в этом вопросе. Просто не знают, как составить бизнес-план. Считают, что можно и без него обойтись.
  • Недоверие сторонним специалистам, ожидание обмана.
  • Простая лень.
  • Спешка.
  • Страх, что конкуренты обгонят
  • Зачем думать?

Шансов, что бизнес прогорит куда больше, чем то, что он преуспеет.

Зачем составлять бизнес-план?

  1. Разрушить свои иллюзии по поводу сроков, размера прибыли, ресурсов и объема рынка.
  2. Это первое хоть какое-то исследование, которое вы делаете для своего проекта. Такое исследование должно занимать минимум 2 недели – 1 месяц.
  3. Сделать квартальный план по достижению своей цели в несколько этапов.
  4. Убедить себя, партнеров или инвесторов в жизнеспособности идеи.

По сути, любой бизнес-план — это подсчет предполагаемых доходов, расходов и разницы между ними. Но учитывайте также оборотные средства, необходимое количество товара на складе.

Бизнес-план для себя

Как определить выручку?

Выручка – это количество денег, которое вы получили от покупателя наличкой или безналом, т.е. сколько вы выручили денег. Это не ваша прибыль, в ней еще кроются расходы.

  • Подсчет со стороны. В идеале вы идете работать в какую-то компанию на месяц. Как правило экономическая информация у нас в стране защищена слабо. И через месяц работы в любой должности вы уже будете знать средний чек покупки, и сколько сделок проходит за месяц.
  • Разведка боем. Т.е. просто тупо считаем поток клиентов у конкурентов за день/неделю/месяц.
  • Взять интервью у предпринимателя из этой сферы или пойти на форумы. Как правило, предприниматели не скрывают объем своей выручки.
  • Звоните по объявлениям Авито и узнаете, есть ли занятость в этой сфере деятельности.

Лайфхак (только для малого бизнеса)

  1. Делаете покупку в магазине и получаете чек.
  2. Спрашиваете у кассира: «А на сколько в среднем берут, я то я слишком много набрал…»
  3. На чеке будет его порядковый номер.
  4. Через месяц снова идете в этот магазин, делаете покупку и смотрите порядковый номер чека. Так определяете, сколько было продаж.

После того, как мы получили цифру по выручке, делите ее пополам, потому что вы исследовали уже готовый бизнес с налаженным потоком клиентов. А вы только стартуете свой бизнес. Плюс наше подсознание хочет положительного исхода всей этой бизнес затеи. В итоге мы начинаем заниматься самообманом: «Всё будет хорошо, клиенты попрут, если что, у меня будут заказывать друзья/знакомые».

Покажите свои расчеты еще кому-нибудь, кто хоть немного разбирается в бизнесе – для оценки со стороны. Воспринимайте критику как возможность улучшить свой план.

Как посчитать расходы?

  • Аренда, если это физический бизнес. Оплата хостинга и сервисов, если это интернет бизнес.
  • Зарплата и налоги на нее.
  • Себестоимость товара или услуги. Многие не учитывают собственное потраченное время на работу с клиентами. Но ваше время тоже чего-то стоит.
  • Транспортные расходы.
  • Коммунальные платежи: электричество, вода.
  • Расходы на рекламу.
  • Расходы на ведение бухгалтерии.
  • Специфические расходы для вашей ниши.
  • Расходы на возврат/обмен товара.

После подсчета всех расходов умножайте полученную цифру на два, т.к. все расходы вы не предусмотрите. Попробуйте сделать тестовую продажу, чтобы измерить спрос.

Бизнес-план для инвесторов

По сути, делаем всё то же самое. Плюс ваша основная задача – как убедить инвестора вложиться в ваш проект. Для этого нужно решить следующие задачи:

  • Красивая упаковка и презентация продукта. Закажите у специалистов.
  • Показать успех такой же бизнес-идеи в другом городе или в похожей нише.
  • В своей презентации сделайте акцент на то, сколько заработает инвестор и в какие сроки.
  • Показать, что риски в проекте минимизированы. Что-то можно застраховать, а что-то вернуть, если дело не пойдет.
  • Акцент на ликвидность бизнеса (его можно быстро продать) и статусность.

Подводим итоги. Пишем свой бизнес план

  • Максимум 4 листа А4.
  • Вывод о точке безубыточности – в какой момент и когда вы вернете свои деньги, сколько заказов в месяц нужно делать, чтобы доходы покрывали расходы.
  • Подсчет ожидаемой планируемой выручки и расходов. Выручку делим на 2, расходы умножаем на 2.
  • В идеале, если в вашем плане буде еще «план Б» и «план В». Т.е. если что-то пойдет не так, действуем по резервному плану.
  • В идеале, если вы стартуете бизнес с минимальными средствами (до 100.000р.) или за счет инвесторов.
  • Лучше на пару месяцев стать младшим партнером в чьем-то бизнесе или сотрудником в компании той отрасли, какую вы выбрали для своего бизнеса. Так вы получите чужой опыт.
  • Укажите сумму начальных инвестиций.
  • Что нужно для старта бизнеса, что нужно еще, кроме денег для продажи товаров.
  • Сколько времени пройдет с момента организации и момента запуска бизнеса.
  • Сколько на данный момент будут затраты, где вы возьмете деньги для их покрытия.
  • Перечислите все источники дохода вашей идеи.
  • Определите, с какого момента развития бизнеса начнутся продажи. Смело добавляйте еще 2 месяца.
  • Перечислите форс-мажорные обстоятельства. Заранее подумайте о страховании бизнеса или помещения.
  • На какую доходность бизнеса вы рассчитываете в долгосрочном плане. Обычно это 5 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.